«Назад

Ответы на вопросы

1. Вопрос: Нужно ли получать санитарно-эпидемиологическое заключение  на открытие парикмахерской?

Санитарно-эпидемиологическое заключение на парикмахерскую не требуется. При открытии парикмахерской до начала осуществления деятельности необходимо направить в территориальный орган Роспотребнадзорауведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности. Правила представления уведомлений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009  № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

2. Вопрос: Как получить  санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение объекта на приаэродромной территории?

Согласно  приказаРоспотребнадзора  № 1117 от 01.12.2017 г. для получения СЭЗ  необходимо предоставить  заявление с указанием кадастрового номера земельного участка, сведения о функциональном назначении объекта с указанием  его основных технико-экономических параметров, типов водоснабжения и водоотведения, класса опасности, градостроительный план  земельного участка и  экспертное заключение  о соответствии  размещаемого объекта требованиям санитарного законодательства.

3. Вопрос: Должны ли проходить пользователи ЭВМ периодические и предварительные медицинские осмотры?

В соответствии с требованиями санитарных правил по гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в  Порядке, установленном приказомМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н.

Согласно подпункту 3.2.2.4 Перечня вредных и опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), основанием для проведения медосмотров является фактор «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа и режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени)», который является вредным производственным фактором.

Для определения необходимости проведения медицинских осмотров работников по данному фактору необходимо определить время непосредственного зрительного контакта их с монитором.

Таким образом, предварительный (периодический) медицинский осмотр работников, согласно п. 3.2.2.4 Приказа N 302н обязателен в случае наличия одного из следующих условий: превышения на рабочем месте ПДУ электромагнитного поля широкополосного спектра частот и работе с вынужденным зрительным контактом более 50% рабочего времени с видеотерминалом.

Судебная практика показывает, что при обжалований постановлений, суды принимают решения в пользу требований территориальных органов Роспотребнадзора по обеспечению прохождения медицинских осмотров работниками, работающими с ПЭВМ более 50% рабочего времени.

При этом, не имеет правового значения отсутствие превышений на рабочих местах предельно допустимых уровней электромагнитного поля широкополосного спектра частот по данным аттестации рабочих мест, так как правовое значение для возникновения обязанности по проведению медицинских осмотров имеет сам факт осуществления работником вышеперечисленных работ с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени.

4. Вопрос: Порядок расследования профессиональных заболеваний.

Порядок расследования профессиональных заболеваний предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000г. № 967 «Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» и приказом Минздрава РФ от 28.05.2001г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации», приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31.03.2008г. № 103 «Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания». При необходимости корректировки санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника или внесении дополнений в нее, составляется новая санитарно-гигиеническая характеристика условий труда, поскольку оформление дополнений не предусмотрено установленным порядком.

5. Вопрос: Я работаю в частном  детском саду, принимаю участие в приготовлении и раздаче пищи. Обязательно ли мне прививаться против гепатита А?

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 21.04.2017 № 13 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан против гепатита А, дизентерии Зонне по эпидемическим показаниям» сотрудники,  участвующие в процессе транспортировки, приемки, хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и продукции общественного питания в дошкольных образовательных организациях подлежат вакцинации против гепатита А.

6. Вопрос:В соответствии с вступившим в силу законодательным  требованием по обязательному наличию санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по  отдыху детей и их оздоровлению при отсутствии требования по лицензированию данного вида деятельности возникали  вопросы  по договорной основе проведения санитарн6о-эпидемиологической экспертизы организаций отдыха и оздоровления детей.

В соответствии с приказом Роспотребнадзора № 224 от 19.07.07г. санитарно-эпидемиологические экспертизы на безвоздмезной  основе  проводятся для выдачи санитарно-эпидемиологических заключений  с целью лицензирования.  Деятельность по отдыху детей и их оздоровлению не отнесена к лицензируемым видам деятельности.

На территории края функционирует порядка 25% организаций отдыха и оздоровления детей, относящихся к негосударственной форме собственности (из числа загородных организаций к негосударственной форме собственности относится более 70%).

Учитывая высокую социальную значимость организаций по отдыху и оздоровлению детей Управлением принято решение по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз на оздоровительную деятельность за счет средств федерального бюджета.

На начало февраля проведено 116 санитарно-эпидемиологических экспертиз, выдано 74 санитарно-эпидемиологических заключений на соответствие действующим санитарным правилам, в том числе  по загородным и санаторно-оздоровительным  лагерям  - 16.

7. Вопрос: Каким нормативным правовым документом руководствоваться при  намерении индивидуального предпринимателя организовать деятельность по уходу и присмотру за детьми  в дошкольных группах, расположенных в  помещениях жилого фонда (отдельно стоящий коттедж)?

Организация деятельности  по уходу и присмотру за детьми, а также образовательная деятельность в дошкольных группах (детских садах),  организуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в жилых помещениях жилищного фонда, должна соответствовать СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»,  утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013  № 68.

Гигиеническая оценка жилых помещений жилищного фонда проводится в комплексе с другим нормативным документом - СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", поскольку  жилые помещения, при размещении в них дошкольных групп, должны отвечать ряду санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. 

Ввиду высокой наполняемости и большого количества детей (до 80 человек) при размещении дошкольной организации в коттедже, необходимо учитывать значительный эпидемиологический риск пребывания детей в данной организации и руководствоваться, в том числе положениями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в вопросах групповой изоляции, обеспеченности санитарно-техническим оборудованием, наличием медицинского обеспечения и т.д.

8. Вопрос: Каков порядок подачи заявления об исключении проверки в отношении  юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок, если субъект деятельности полагает, что проверка в отношении него включена в ежегодный план в нарушение положений статьи 26.1Федерального закона № 294-ФЗ, то есть он является субъектом малого предпринимательства.

Заявление об исключении проверки из ежегодного плана  заполняется по формесогласно приложению к Постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. N 1268 и направляется с прилагаемыми к нему документами, подтверждающими отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства в Управление.

Управление рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы в течение 10 рабочих дней с даты получения и принимает решение об удовлетворении заявления и исключении соответствующей проверки из ежегодного плана или об отказе в исключении из ежегодного плана с указанием причин отказа.

Ответ заявителю направляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.

9. Вопрос: Является ли нарушением требований санитарного законодательства включение блюд в ежедневное меню, которые не предусмотрены примерным  меню,  без установленных на то причин, например, по желанию детей?

Замена блюд примерного меню без особых на то причин  трактуется как несоответствие фактического рациона питания примерному меню. В нормативных документах – санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» фактический рацион питания должен соответствовать  утвержденному примерному меню. Допускается замена одних блюд (продуктов, кулинарных изделий) на другие в исключительных случаях при условии их соответствия по пищевой ценности, что должно подтверждаться расчетами (на основании таблицы замены пищевых продуктов).

Данные требования обусловлены тем, что при разработке примерного меню учитывается объем,  полноценность всех блюд, сбалансированность по основным веществам, витаминам  и нутриентам, т.е. в примерном меню учтены все принципы рационального питания учащихся. Хаотичная, необоснованная замена блюд  приводит к нарушениям основного принципа детского питания.

Организатор питания вправе разработать и согласовать несколько вариантов примерных меню, либо пересогласовать имеющееся меню с внесенными изменениями в установленном законодательством порядке. Периодичность согласования нормативными документами не регламентируется.

10. Вопрос: В действующих методических рекомендациях «Рекомендуемые нормы лечебного питания (среднесуточных наборов основных пищевых продуктов) для детей различных возрастных групп в больницах (письмо 24.03.2017г. № 28-1/10/2-1994 Минздрава РФ) указаны нормы выдачи продуктов с распределением на 4 возрастные группы. Может ли лечебное учреждение основываться на данные рекомендации при разработке меню лечебного питания?

При разработке меню лечебного питания детей в лечебных учреждениях необходимо руководствоваться письмом Минздрава РФ № 2510/2877-04-32 от 07.04.2004г. «О применении приказа Минздрава России № 330 от 05.08.2003 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактического учреждения РФ» с утверждённым Приказом Минздрава СССР от 10.03.1986г. № 333 и Методическими указаниями, утвержденными зам. Министра здравоохранения РФ О.В.Шараповым 10.11.2000г., в которых разработаны специальные наборы продуктов общей физиологической диеты, рассчитанные на 4 возрастные группы (1-3 года, 4-6 лет, 7-10 лет и 11-14 лет), в соответствии с которыми строятся специальные лечебные диеты.

Упоминаемое письмо 24.03.2017г. № 28-1/10/2-1994 Минздрава РФ содержит рекомендуемые нормы лечебного питания для детей, не подлежащие обязательному выполнению.

Нормы лечебного питания, указанные в приказе № 395н Минздрава РФ от 21.06.2013г., распространяются для взрослого населения. 

11. Вопрос: Существует ли регламент по срокам (количеству часов) проведения проверки на каждый обследуемый объект, а именно по времени нахождения проверяющего на объекте? Если нет, то когда планируется разработка такого документа.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ срок проведения одной  плановой или внеплановой проверки (независимо от количества проверяемых объектов) не может превышать двадцать рабочих дней.

Исключения:  в отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов в год, в отношении микропредприятий - не может превышать пятнадцать часов в год.

 

В исключительных случаях,связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.