Защита прав потребителей

«Назад

О невозвратных билетах воздушной перевозки

О невозвратных билетах воздушной перевозки

   В соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) у пассажира имеется возможность заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки  с  условием - о невозврате провозной платы при расторжении данного договора.

  Основания, порядок, а также последствия прекращения такого договора воздушной перевозки пассажира указаны в статье 107 ВК РФ (по инициативе перевозчика) и в статье 108 ВК РФ (по инициативе пассажира).

   Пассажир вправе в равной степени, т.е. по собственному выбору, заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки как на условиях возврата, так и невозврата уплаченной по договору воздушной перевозки провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира (в случаях, когда плата за воздушную перевозку пассажиров установлена перевозчиком с условием невозвратности провозной платы).

   При этом перевозчик не может лишить пассажира права заключить договор воздушной перевозки, предусматривающий условие возврата уплаченной по договору воздушной перевозки провозной платы, при расторжении договора воздушной перевозки по инициативе пассажира.

   Согласно положениям пункта 1.1 статьи 103 ВК РФ «перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира».

    Такая информация (об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы) наряду с другой обязательной информацией доводится перевозчиком или уполномоченным агентом в порядке, установленном Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82, как при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира (пункт 15), так и непосредственно при оплате и/или оформлении перевозки (пункт 37).

  Информация в целях обеспечения пассажирам возможности правильного выбора услуги должна быть достоверной и полной. В случае ее непредставления «перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» (пункт 1.1 статьи 103 ВК РФ).

  Такая ответственность (для исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге) установлена, в частности, статьей 12 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».

    Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю разъясняет, что возврат стоимости купленного авиабилета зависит от нескольких факторов, основными из которых являются тариф, по которому приобретен билет, и причины (вынужденные или нет) отказа пассажира от воздушной перевозки

    Если авиабилет приобретен с условием о невозврате платы за него («невозвратный» билет), его стоимость при отказе от перелета не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств (например, аэропортовых сборов) (пп. 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ).

   Кроме того, независимо от наличия или отсутствия условия о невозвратности стоимость авиабилета возвращается в случае вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с (п. 2 ст. 108 ВК РФ; п. 227 Федеральных авиационных правил №82; п. п. 116, 117 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155):

- его болезнью или болезнью члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на самолете (указанный факт должен быть подтвержден документально), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс,

- в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

   В случае возникновения спора по вопросам возврата денежных средств, уплаченных за билет, Управление обращает внимание на обязательный претензионный порядок урегулирования спора с перевозчиком. Потребителю первоначально следует предъявить перевозчику письменную претензию, приложив к ней имеющиеся документы (билет, посадочный талон). О результатах рассмотрения претензии перевозчик должен сообщить в течение 30 дней. В случае отказа исполнителя от удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с иском в суд.