Защита прав потребителей

«Назад

О праве потребителя на обмен товара надлежащего качества

О праве потребителя на обмен товара надлежащего качества

В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю (далее – Управление) поступают обращения потребителей с жалобой на отказы продавцов в расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товары надлежащего качества денежной суммы.

Изложенная в обращениях ситуация регламентируется нормами Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 (далее – Правила).

Согласно п. 1 ст. 25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

Аналогичные требования установлены в п. 26 Правил.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 утвержден Переченьнепродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обменуна аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (далее Перечень товаров надлежащего качества).

Из вышеизложенного следует, что при соблюдении указанных выше условий  в отношении товара, который не входит в указанный выше Перечень, потребитель имеет право потребовать только обмен товара на подходящий ему товар.

 И лишь в случае отсутствия аналогичного товара - подходящего ему для обмена в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара (п. 2 ст. 25  Закона).

Таким образом, потребитель имеет право лишь на обмен товара надлежащего качества и только в случае отсутствия подходящего ему для обмена аналогичного товара и при соблюдении указанных в п. 1 ст. 25 Закона условий, потребитель может заявить требование о возврате уплаченной суммы за товар.