Информация для потребителей: возврат технически сложного товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом

Информация для потребителей: возврат технически сложного товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом

В Управление поступают вопросы потребителей о возврате продавцу технически сложного товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом.

При дистанционном способе продажи товара возврат технически сложного товара бытового назначения, транспортного средства надлежащего качества возможен в случае, если сохранены их потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанных товаров (п.п. 41, 45 Правил № 2463).

При возврате ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней надлежащего качества, кроме названных выше случаев для возврата, необходимо сохранение потребительской упаковки названных изделий (п. 51 Правил N 2463).

Во всех случаях возврата товара, приобретенного дистанционным способом, отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки данного товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения данного товара у этого продавца (п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»).

Пунктом 23 Правил N 2463 предусмотрено, что расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец. В других случаях распределение указанных расходов определяется офертой.

В соответствии с п. 22 Правил N 2463 при дистанционном способе продажи товара обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи, возникает в соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей», согласно которому потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

В силу п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на изготовителе (исполнителе, продавце, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Обязательный досудебный (в том числе претензионный) порядок урегулирования споров данной категории законом не предусмотрен, однако копия претензии, направленной в адрес продавца до обращения в суд, может стать доказательством неисполнения продавцом требований потребителя в добровольном порядке, а, следовательно, - поводом для взыскания с него штрафа на основании п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 30.05.2019 по делу N 33-9742/2019).