«Назад

Итоги телефонной «горячей» линии по вопросам: «Нарушение прав потребителей при оказании финансовых услуг»

Итоги телефонной «горячей» линии по вопросам:  «Нарушение прав потребителей при оказании финансовых услуг»

   12 февраля 2018 года проведена «горячая» линия по вопросам «Нарушение прав потребителей при оказании финансовых услуг», в ходе которой в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю поступило 6 звонков, от жителей города и края с вопросами, касающимися отношений с кредитными организациями: навязывание при заключении кредитного договора дополнительных платных услуг по страхованию, подлежит ли возврату страховая премия, уплаченная страховщику по договору страхования жизни и здоровья заемщика, правомерен ли  отказ Страховщика в возврате страховой премии, в какие сроки Страховщик должен вернуть страховую премию  и др.

    В ходе «Горячей линии» всем обратившимся были даны необходимые рекомендации и разъяснения.

   Обращаем внимание потребителей: условие кредитного договора об обязанности заемщика застраховать жизнь, здоровье, трудоспособность, при отсутствии возможности заключить договор без обязательного личного страхования, противоречит п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, поскольку выдача кредита при условии приобретения возмездной услуги по страхованию нарушает требования п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», согласно которому запрещается обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг.

   Вместе с тем Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Информационном письме от 13.09.2011 № 146 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров»  указал, что включение в кредитный договор с заемщиком-гражданином условия о страховании его жизни и здоровья не нарушает прав потребителя, если заемщик имел возможность заключить с банком кредитный договор и без названного условия.

   По вопросу возврата страховой премии обращаем внимание, что согласно пункта 2 ст. 958 ГК РФ «Страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в п. 1 ст. 958 ГК РФ.

   По общему правилу при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное (п. 3 ст. 958 ГК РФ).

      Вместе с тем в соответствии с Указанием Банка России от 20.11.2015 N 3854-У  «При осуществлении добровольного страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования, предусмотренных пунктом 4 настоящего Указания) Страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

      В силу пункта 8 Минимальных требований N 3854-У страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о возврате страхователю страховой премии по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования.

 

 
 

Вниманию путешественников. Профилактика лихорадки Зика и других инфекционных заболеваний
Профилактика ВИЧ-инфекции

Информация о реализации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам