«Назад

С 1 сентября 2017 вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического Союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016)

С 1 сентября 2017 вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического Союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016)

   Специалисты Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю поясняют, какая продукция попадает под действие этого документа, и каким образом она будет проходить оценку соответствия.

Общие положения: сфера регулирования и определения

    Как все остальные регламенты Евразийского, а ранее, Таможенного союза, ТР ЕАЭС 040/2016 разработан с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, окружающей среды, а также флоры и фауны. Разумеется, именно данный документ рассматривает все эти вопросы с точки зрения аквакультурной деятельности человека.

   Под действие регламента ТР ЕАЭС 040/2016 попадают следующие виды рыбной продукции:

· рыба, водные млекопитающие, водоросли и беспозвоночные в разном состоянии (живые, охлажденные, замороженные и прошедшие первичную обработку);

· вяленная и сушеная продукция из частей рыбы, водорослей, беспозвоночных и водных млекопитающих);

·  рыбные полуфабрикаты;

·  детское питание на основе рыбной продукции;

·  икра в разной степени обработки;

·  рыбные консервы и пресервы;

·  маринованная продукция;

·  икорное изделие;

·  рыбный жир и жир водных млекопитающих;

·  имитация рыбной продукции;

·  гидролизат из рыбной продукции;

· рыба, беспозвоночные и водные млекопитающие в копчёном виде (любая технология копчения);

·  фарш из рыбной продукции.

    Стоит обратить внимание, что совершенно не уделяется внимание происхождению аквакультуры. То есть под действие регламента попадает как искусственно выращенная продукция, так и рыба, выловленная в естественных водоемах любого типа (море, озеро, река, океан, протоки и т.д.).

    Так же, как и любой другой документ подобного рода, ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции», уделяет внимание не только непосредственно готовому продукту, но и процессу вылова, хранения и транспортировки товара. Этот вопрос будет подробно рассмотрен ниже.

      Действие регламента не распространяется на:

·  процессы выращивания рыбы в искусственных условиях;

·  рыбную продукцию специализированного назначения;

·  БАДы, изготовленные на основе рыбы и рыбной продукции;

· непромышленные процессы производства, переработки, транспортировки, хранения и утилизации рыбной продукции;

·   рыба и рыбная продукция, выловленная или выращенная для личного потребления;

·  пресмыкающиеся и земноводные;

·  рыбная продукция, не предназначенная для употребления в пищу.

     Таким образом, под действие регламента попадают почти все виды морепродуктов, предназначенные для распространения на территории Евразийского экономического союза (далее «Союза»). При этом регламент содержит перечень точных определений и терминов (статья 2). Идентификация осуществляется по стандартной процедуре органолептическим и аналитическим методом. В этом отношении, регламент ТР ЕАЭС 040/2016 ничем не отличается от остальных нормативных актов.

Требования безопасности

    Разумеется, это самая важная и самая емкая часть регламента, которая занимает 5-й раздел документа. В разделе подробно описаны основные требования и специфика рыбы и рыбной продукции. Так, например, только что выловленная рыба должна быть немедленно переработана, либо реализована как «живая рыба». Подробно прописаны и температуры и методы обработки разных продуктов, от рыбы до устриц.

       Регламент прямо запрещает реализацию следующей продукции:

· ядовитые рыбы семейства двузубых, скалозубовых и четырехзубых (рыба-луна, рыба-еж и т.д.);

·  замороженная продукция, претерпевшая разморозку;

·  мороженая рыба, температура тканей которой превышает 18 0С;

·  содержащей опасные токсины;

·  не соответствующей органолептическим требованиям.

   Предельно допустимые содержания веществ, а также значения параметров продукции прописаны в приложениях к регламенту с 1-го по 6-й.

  Разумеется, регламент прописывает требования к процедуре транспортировке, хранению, а также формулирует требования к упаковке и маркировке.

Требования к переработке и иным производственным процессам

      Контроль технологии осуществляется по нескольким параметрам:

·  соответствие процесса выращивания и переработки рыбы стандартам или утвержденным нормативным документам;

·  контроль работы оборудования;

·  выполнение требований хранения ингредиентов и готовой продукции;

· периодичность и качество санитарной обработки производственных помещений, а также способ такой обработки;

· документальный учет и регистрация всех процессов, сырья и продукции;

·  обеспечение безопасности производства.

    Регламент уделяет внимание и состоянию сырья. Для каждого вида рыбы, млекопитающего или беспозвоночного прописаны требования безопасности и способы первичной обработки, а также методика отбраковки сырья.

   Есть у процедуры рыбопереработки и своя специфика, которая отражена в документе. Это тот факт, что морская и океанская продукция, как правило, проходит первичную обработку прямо после вылова, на судне. Также, полная переработка может осуществляться на плавбазах. Требования к этим процессам прописаны в 7-м разделе регламента.

   Так, например, прописано, что судно обязательно должно быть оснащено охлаждаемым трюмом в случае, если выловленная рыба будет находиться на нем свыше 8-ми часов. Также приписаны требования к наличию воды для обработки, а также требования к очистке сбросов. И, разумеется, строго регламентирована процедура санитарной обработки трюмов и холодильников после выгрузки продукции.

Оценка соответствия рыбной продукции требованиям

ТР ЕАЭС 040/2016

 Регламент предусматривает три формы оценки соответствия: государственная регистрация, ветеринарная экспертиза и декларирование. СГР нужно будет оформить на продукцию детского питания и рыбную продукцию нового вида. Санитарно-ветеринарная экспертиза применяется в случае реализации живой рыбы, млекопитающих или беспозвоночных. Переработанная рыбная продукция в обязательном порядке проходит процедуру декларирования.

     Примечательно, что для рыбы и рыбной продукции недоступны схемы, по которым заявитель мог зарегистрировать декларацию на основании собственных доказательств. ТР ЕАЭС 040/2016 предлагает на выбор три схемы: 3д, 4д и 6д. Схема 4д рассчитана на партию, а по двум другим декларируют серийно производимую продукцию. Также, схема 6д предусматривает наличие у заявителя сертификата менеджмента качества.

      Декларации, выданные по схеме 3д действительны 3 года, а по схеме 6д – до 5 лет. Срок действия декларации на партию товара ограничивается его сроком годности.

Переходный период

   С 1 сентября 2017 года, оценка соответствия рыбы нормам безопасности осуществляется по требованиям ТР ТС 040/2016. Документы, подтверждающие соответствие рыбной продукции нормам безопасности по ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», действительны до 1 сентября 2019 года. То есть все декларации и СГР, которые были получены ранее при вступлении регламента ТР ЕАЭС 040/2016 силы не теряют, но с окончанием их срока действия нужно будет декларировать рыбу уже по требованиям профильного регламента.

СИСТЕМА ХАССП ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ТР ТС 021/2011. Статья 10. Обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации.

1. Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

2. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.

       С момента введения в действие рыбного регламента действие статьи 10 ТР ТС 021/2011 будет автоматически распространяться на рыбоперерабатывающие предприятия. Следовательно отсутствие системы контроля ХАССП будет являться поводом для административного наказания в соответствии с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ, а именно по статье 14.43. За повторное совершение данного административного правонарушения в течение года влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц — от 700 тыс. руб. до 1 млн руб. с конфискацией предметов административного правонарушения, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ХАССП

      При всей угрозе штрафных санкций, введение системы ХАССП на предприятии играет исключительно положительную роль. Как показывает опыт, на многих предприятиях не на должном уровне соблюдаются санитарные нормы и правила. Разработка обязательной системы ХАССП для рыбоперерабатывающих предприятий направлена на предотвращение воздействия опасных факторов, которые угрожают безопасности продукта и процесса производства. Система ХАССП должна гарантировать ее непрерывную эффективность.

Вниманию путешественников. Профилактика лихорадки Зика и других инфекционных заболеваний
Профилактика ВИЧ-инфекции

Информация о реализации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам

 

 

Регистрация, лицензирование Регистрация, лицензирование